?

Log in

Previous Entry

Библия Мациевского

Перевод с английского и копиляция: Анастасия Рычагова.

Библия Моргана (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, Ms M. 638) – это средневековая иллюстрированная Библия, состоящая из 44 листов. Её также называют Библией Людовика IX, Библией Крестоносца или Библией Мациевкого. Этот манускрипт был создан по указанию короля Франции Людовика IX и датируется 1240-50 гг.



Одно из самых дорогих сокровищ в художественной коллекции Библиотеки Пирпонта Моргана (Pierpont Morgan Library) в Нью-Йорке – это расписанный миниатюрами манускрипт, который пересказывает историю Старого Завета в 283 иллюстрациях, повествуя о Дне Создания до царства Царя Давида.

Два листа из манускрипта хранится в Национальной библиотеке Франции (MS nouv. acq. lat. 2294). И один лист хранится в Музее Дж. Пола Гетти (J. Paul Getty Museum), Лос Анжелес (MS 16).

Библия Крестоносца поражает богатой и изысканной золотой отделкой, которая подчеркивает яркость использованных красок. Манускрипт служил королю Франции Людовику IX Святому. Это великолепно иллюстрированная хроника библейских событий. В ней запечатлена история сотворения мира, праведные войны и деяния наиболее значимых персонажей Ветхого Завета. В Библии Моргана изначально не было текста, только миниатюры.

Манускрипт изначально состоял, по крайней мере, из 48 пергаментных листов и был больше форматом, чем книги, используемые для частного чтения, что тогда, что сейчас. На всех страницах находились великолепные рисунки, выполненные в ярких красках с золотым фоном. В отличие от большинства манускриптов того времени, страницы Библии Моргана расписаны с обеих сторон. Композиционно на странице обычно располагались четыре прямоугольника с различными сценами из Библии. Первое визуальное впечатление, что Библия Моргана - это роскошная книга комиксов, однако, истории, рассказанные в ней, сейчас сможет понять отнюдь не каждый взрослый.

Крестоносец до мозга костей, Людовик IX, уделял огромное внимание батальным сценам, этим он хотел укрепить свои духовные идеалы, и получить не только дополнительный стимул, но и общие указания, с помощью которых он завоюет Святую Землю.

Людовик IX – важная фигура во французской истории. Он был коронован в 1226 г., когда ему было всего двенадцать лет. Тогда Франция занимала всего лишь 1/3 от ее теперешней площади. Могущественные французские бароны угрожали юному королю, также как силы с севера, юга и востока. Финансовые, юридические и административные государственные институты были слабы. Отношения с Римской католической церковью и церковью Юга Франции были неопределенными и часто напряженными. Бланка Кастильская, его мать и хитроумная и смелая властительница, была регентом. Французские земли и Церковь Франции стали центральными и тесно связанными между собой компонентами сильного государства. Ко времени, когда Людовик IX умер в 1270 г., он был известен по всей Европе как великий король. Людовика IX канонизировали как христианского святого в 1297 г. Последние несколько десятилетий его часто представляют во французской исторической литературе как героя Франции.

Несмотря на последние исследования, известно очень немногое об исключительной библиотеке короля. Из всех книг заказанных королем Людовиком, Библия Крестоносца вне всяких сомнений самая необычная. С художественным совершенством она объясняет концепцию крестовых походов, отмечающих правление и политику короля Людовика. В библейских батальных сценах, показывающих завоевание Святой земли, в мельчайших деталях изображены доспехи и оружие XIII в., так что у зрителя создается впечатление, что он видит христианского короля в действие, как победоносного воина.

В повествовании выделена жизнь королей, особенно Саула и Давида. Уникально, что в Библии Моргана показана 21 большая батальная сцена, выписанная во всех жестоких деталях. Людовик Святой мог легко представить себя в крестовом походе, рассматривая эти миниатюры.

Сцены в Библии Моргана обычно скомпилированы так, чтобы выделить причину и следствие праведных и неправедных поступков. Сначала показан Каин, убивающий Авеля, и Ламех, убивающий Каина, а поворот страницы ведет к Ною, который построил ковчег и спас свою семью от потопа. Авраам, готовящийся опустить меч на Исаака, показан до того как Авраам побеждает эламитов и спасает семью Лота. Это отклонение от повествования Ветхого Завета призвано усилить духовную уверенность в том, что Господь, перенаправил меч Авраама, что тот совершил праведное действо. В нижнем правом углу изображена неприветливость содомитов, а в верхнем левом углу показано, что это привело к разрушению Содома. Стоит заметить, что нет изображения, которое рассказывает о том, как Авраам просил божьего милосердия для Содома. Изображение Авилемеха, убивающего своих братьев, помещено напротив изображения Ифтаха, приносящим в жертву свою дочь. С помощью такого расположения картин, зритель понимает разницу между праведным и неправедным убийством.

Богато иллюстрированная Библия Святого Людовика была сделана около 1250 года в парижских мастерских. Все внимание было уделено иллюстрациям, в книге не было текста.

Только в 1300 г. на полях был добавлен латинский текст, который вкратце пояснял, какое действие изображено на миниатюре. Вероятно, это произошло в Неаполе по инициативе Карла Анжуйского, родственника Людовика. После этого кодекс теряется во тьме времен, и вновь появляется только спустя 300 лет в библиотеке кардинала Бернхарда Мациевкого (Bernhard Maciejowski), краковского епископа. В 1604 г. Мациевкий доверил великолепный манускрипт папской делегации, которая направлялась с визитом к персидскому шаху Аббасу, как подарок, способствующий сближению христианского мира и победоносных турков.

Очевидно, что шах проявил большой интерес к миниатюрам, т.к. он добавил сопроводительные надписи на персидском языке. В дополнении к этому, три листа были удалены из книги по его желанию (которые к счастью пережили все невзгоды времени, сегодня они находятся в Париже и Малибу соответственно). Иллюстрации на этих трех листах рассказывали, как Эбсалом подымает восстание против своего отца. Конечно, шах счел такую литературу неподходящей для своих сыновей. Позднее он приказал их ослепить и убить в страхе, что они станут слишком любимы среди его народа.

Ничего не известно о дальнейшей судьбе манускрипта. Вероятнее всего в XVII в. персидский текст был переведен на иврит.

Несколько других деталей о владельцах книги появляются в XIX в. Сэр Томас Филипс (Sir Thomas Philipps) купил ее у грека по имени Ионас Ататфсиоу (Jonas Athanasiou), потомки Филипс и продали ее, в конце концов, Джону Пирпонту Моргану.

История художественного воплощения книги почти также увлекательна как ее путешествия по миру.

Даже самые ранние описания манускрипта замечают, что 283 иллюстрации книги также монументальны как настенная роспись. Из всех работ, созданных около 1250 г. в парижских мастерских, специализирующихся на книжной миниатюре, кодекс выделяется своей уникальностью. Предполагают, что художников, расписывающих книгу, стоит искать не среди знаменитых миниатюристов того времени, а среди тех великих мастеров, которые выполнили настенные и витражные росписи в Сент-Шапель в Париже в 1248 г.

Библию Крестоносца расписало в общей сложности шесть художников. Их миниатюры отличаются не только по стилю исполнения, но и по манере нанесения цвета. Видна очень большая разница в использовании золочения. Мерцающий блеск листового золота оттеняется мягкими тонами полированного золотого декора различной интенсивности и структуры, который нанесен с помощью кисти.

Это придает индивидуальность каждой картине, каждой странице этого великолепного манускрипта, особенный и неповторимый характер.